Главная Концепция Центра Наланда

Концепция Центра Наланда

Мы видим своей важнейшей задачей воспитание в человеке творческого и свободного сознания, базирующегося на гуманитарных ценностях и комплексном образовании. Достижение этой цели не имеет универсальных рецептов, и варьируется от эпохи к эпохе человеческой истории, от одной этнокультуры к другой. Находясь в России, нужно стараться использовать в своей работе методы, адекватные времени и месту. В частности, мы считаем, что реалии современности обязывают нас глубоко изучать достижения восточной цивилизации, пользоваться ее традиционными  наработками в области телесной и энергетической культуры. Наша деятельность обращена, в первую очередь, к думающим и образованным людям, которым близок широкий взгляд на мир.

 

Западная цивилизация произвела за последние два столетия революцию в науке и технологиях, и эти достижения нельзя отрицать. Однако при этом вопросы индивидуальной психологии и телесно-энергетической гигиены изучены относительно слабо. Подтверждением этому служит многообразие и непостоянство современных систем психофизической культуры, сменяющих друг друга едва ли не каждое десятилетие (физкультура, спорт, раздельное питание, аэробика, фитнес, голодание Брэгга, пилатес и т.п.). Как правило, все эти системы пытаются развивать лишь какое-то одно, узкое направление в тренировке способностей человека. Западная техногенная цивилизация, при всех своих достоинствах, пока не нашла гармоничный путь сосуществования психосоматической сферы индивидуума и окружающего мира. Стрессы, хронические заболевания, расстройства психики – следствие неразумного обращения человека с телом и сознанием. Судя по всему, на Востоке психологическая ситуация в обществе более благополучная. Практика медитации и цигун (йога), изучение древних философских трактатов Китая, Индии, Японии, опыт работы с сознанием индуизма, буддизма и даосизма, тесное соединение теории восточной медицины, диетологии и этики  – это огромный культурный пласт знаний, дающий ключи ко многим проблемам современного общества. Наша позиция заключается не в том, что восточная культура – единственно возможный выход, но в том, что без достижений Востока найти приемлемый путь невозможно. Будучи по происхождению западными людьми, мы отчетливо видим недостатки современной европейской цивилизации (как англо-саксонской, так и славянской). И нам бы хотелось эти пробелы восполнить. Отдавая дань объективности современных научных исследований, европейской логике, науке и философии, необходимо помнить и опираться на опыт Востока в области изучения человека и понимания его места во Вселенной.

 

С этой целью Центр «Наланда» предоставляет своим читателям разнообразные материалы по культуре и философии Востока, дыхательным и медитационным практикам, базовым техникам гимнастики ушу и цигун, основам китайской медицины, справочные материалы по китайскому языку и иероглифике,  кухне и чайной церемонии. Мы рассматриваем содержимое нашего сайта как элементы комплексного образования, которое не противоречит, но дополняет современное гуманитарное образование в ВУЗах.

 

 

Этимология названия "Наланда": историческая справка

Название «Наланда» восходит к имени древнего буддийского университета, расположенного в городе Наланда (Индия, современный штат Бихар). Город Наланда являлся центром философской, религиозной и научной мысли задолго до Рождества Христова – еще со времен Будды Шакьямуни и Махавиры, но наибольшую известность и развитие получил в 5 в. н.э. – при династии царей Гупта, когда был основан буддийский монастырь и центр образования Наланда. В университете Наланда преподавались такие классические для Индии тех времен предметы, как теология, грамматика, логика, философия, метафизика, астрономия и медицина. Покровителем и спонсором Наланды поначалу выступал сам царь Гупта. С именем университета Наланда связаны такие известные имена индийских философов, как Арьядэва, Асанга, Атиша, Буддхапалита, Бхававивека, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Камалашила, Нагарджуна, Наропа, Чандракирти, Шантаракшита, Шантидэва. Также Наланду посещали паломники из других стран, в частности, знаменитый переводчик буддийских сутр Сюаньцзан – именно благодаря ему в Китае сохранились сотни текстов, утерянных позже на санскрите. В период расцвета в монастыре обучались около 10000 монахов под руководством 1500 учителей. Комплекс состоял из 108 залов, выстроенных из красного кирпича, высотой в два или более этажа.

На рубеже 12-13 вв. монастырь был разрушен в результате мусульманского нашествия в Индию, его богатейшая библиотека была сожжена тюркским правителем Бахтияром Халджи. Многие из уцелевших монахов (преподавателей монастыря) бежали в Тибет. Позже, в 1351 году там был основан монастырь с таким же названием. Многие знания Наланды были перенесены в Тибет, переосмыслены и ассимилированы тибетскими учителями. Считается, что традиция Махаяны во многом была создана и распространилась по миру именно благодаря университету Наланда.

Можно сказать, что университет Наланда в Древней Индии (и на Востоке вообще) играл ту же роль, какую сейчас играют для западного мира крупнейшие центры культуры и образования в Европе.

 

Фотографии руин университета Наланда:

http://www.shunya.net/Pictures/NorthIndia/Nalanda/Nalanda.htm

 

«Индия, Сингапур и ряд других стран Юго-восточной Азии обсуждают возрождение международного университета в Наланде последние 10 лет. В 2007 году для этих целей был сформирован совет во главе с выдающимся индийским экономистом Амартией Сеном. По его замыслу, возрожденный вуз станет в один ряд с такими университетами, как Болонский, Кембриджский или Гарвардский.

Сен уточнил, что на первом этапе в университете планируется открыть факультеты буддистской философии, литературный, экономический, исторический, информационных технологий, управления, международных отношений и проблем.

"Мы планируем начать с тех предметов, которые помогут молодым людям найти работу, потому что наш мир - это не мир интеллектуальных мечтаний", - пояснил нобелевский лауреат.

По его словам, приступить к строительству университета можно будет после принятия индийским парламентом закона об университете в Наланде. Исполняющий обязанности проректора Университета в Наланде Гопа Сабарвал пояснила РИА Новости, что закон может быть одобрен уже в ходе текущей сессии парламента.

"Сразу после этого на выделенной правительством Бихара земле можно будет начать землеустроительные работы и возведение корпусов. Первых студентов университет примет в ближайшие несколько лет", - сказала она.

Финансироваться университет будет из нескольких источников: индийского бюджета, пожертвований бизнеса и частных лиц» (источник – РИА-Новости).